Лари: перспективы и ожидания

Политическая неопределенность отрицательно повлияет на экономику и бизнес страны и первый признак уже на лицо- это обесценение лари.  Так считают сегодня многие эксперты.

Специалисты связывают нынешнюю ситуацию с поствыборным периодом и негативным влиянием выборов на текущие процессы в экономике.

Какие рычаги есть у правительства и Национального банка, чтобы сделать влияние текущих процессов минимальными?

Профессор ТГУ Иосиф Арчвадзе считает:«На первый взгляд  происходит чисто политический процесс, тут выражение  мнения и противостояние различных взглядов. Политические процессы, конечно, оказывают огромное влияние на экономику страны.  В  Грузии существует неопределенность в политической ситуации в Грузии, не достигнут политический конценсус в направлении политической борьбы, некоторые политические партии предпочитают высказывать свое мнение на улице, а не парламентской трибуне.

Экономикой управляют субьекты и мыслящие люди, которые оценивают не только состояние своих собственных ресурсов и их капитализацию, но также перспективы и ожидания. И когда негативные ожидания превышают положительные тенденции, это отрицательно отражается на макроэкономических показателях, трудоустройстве, инфляции, и,  естественно на показателе курса валюты.

Если посмотреть на показатели предыдущих месяцев, можно сказать, что в Грузии не было того драматического периода, который привел бы к такому падению курса лари.

Национальный банк Грузии является всего лишь одним мощным рычагом, но не единственным, который может воздействовать на курс валюты. Второй институт, который может управлять этими процессам- правительство, а третий -общество. Очень важно, как оно реагирует на меры, принимаемые государством и насколько поддается этим правилам.

Нацбанк Грузии может в какой-то степени придержать инфляцию с помощью увеличения ставки монетарной политики и выпуска сравнительно малой массы денег.

Обесценение лари сейчас можно обьяснить результатом деструкционной политики оппозиции.  Когда у нас не было таких проблемы, то на рынке мы также наблюдали процессы обесценивания, но те масштабы, которые мы получили сейчас в большей частью являются результатом такой политики. Без активности Нацбанка Грузии и интервенций масштабы обесценивания национальной валюты были бы  наиболее масштабной.

Также, на курс национальной валюты влияет и начало зимнего периода,  когда  мы закупаем больше энергоносителей, чем в летний и разница составляет где-то 16-20 млн. долларов в месяц. Эти средства вытекают из Грузии и растет спрос и на валюту для закупку энергоносителей, это газ и электроэнергия.

Сегодня у правительства ограничены фискальные рычаги воздействия с учетом того, что налоговая политика, которая сформирована на основе закона Грузии «Об экономической свободе», не дает возможности введения каких- либо новых налогов, либо повышение действующих налоговых ставок.

Населению нужно прямо и честно сказать, что разговор о том, что налоговые ставки сократятся и бизнес будет получать льготы- это абсолютная неправда.

Конечно, никто не может гарантировать, что лари будет стабильным и не обесценится. Для этого нужны положительные факторы. Таким фактором я считаю рост экспорта: в сентябре наш экспорт значительно увеличился. Только экспорт фундука увеличился на 75% по сравнению с предыдущим годом. Кстати, в сентябре выросли и денежные переводы. Эти положительные результаты, которые не могут не сказаться благотворно на экономике.

На сегодняшний день Грузии дефолт не грозит. У нас достаточно потенциала, поэтому мы должны с оптимизмом смотреть в будущее Грузии. Ситуация серьезная, но еще не трагичная, так как пути и перспективы выхода из этой ситуации видны. Рост экономики и прогресс страны — вот верное решение этой ситуации. Если все пойдет хорошо, экономисты прогнозируют 5% -й экономический рост в следующем году и 5,5% в ближайшие годы. Это небольшая цифра, которую Грузия может достичь. Это тоже дает мне повод для оптимизма.

В условиях пандемии со стороны государства растет роль социальной ответственности перед населением. Это признали все страны с Японии до США. В  ближайшее время государству придется осуществить перераспределение государственных расходов. Есть два пути привлечения дополнительного финансирования это увеличение налогов или привлечение кредитных ресурсов.

Сегодня правительство находится в роли в роли пожарника,-  происходит выделение социальной помощи, субсидирование коммунальных расходов».

Одним из таких шагов следует считать программу финансирования коммунальных расходов в рамках третьего этапа реализации антикризисной программы, которая будет реализована на четыре месяца с 1 ноября 2020 года.

Все домохозяйства, которые потребляют менее 200 м3 природного газа в месяц, государство оплатит соответствующие выплаты в ноябре, декабре, январе и феврале. Также те домохозяйства, которые потребляют менее 200 кВт в месяц, государство покроет расходы на электроэнергию, а также на уборку и питьевую воду в пределах этого лимита.

Между тем грузинская Бизнес Ассоциация, отреагировала на недавнее обесценение лари и нестабильную ситуацию на внутреннем валютном рынке и распространенила сотвествующее заявление.  Как отмечено в заявлении, обесценивание национальной валюты и нестабильность обменного курса ослабляют экономическую активность.

«Девальвация лари, особенно продолжительная, с которой мы имеем дело в последние годы, препятствует инвестиционной деятельности: это снижает качество планирования как для местных, так и для иностранных инвесторов, усложняет возможность составления реалистичных финансовых планов и их дальнейшей реализации и многое другое.

Однако ошибочно считать, что девальвация лари является проблемой только для определенной части бизнеса (например, только для импортеров). Фактически, все страдают, потому что покупательная способность клиентов падает, а совокупный спрос уменьшается, следовательно, уменьшаются доходы компаний, ухудшаются финансовые отчеты, ухудшаются отношения бизнеса и потребителей и так далее.

Естественно, мы хорошо осознаем тот факт, что на обменный курс лари влияет ряд факторов, включая фундаментальные экономические факторы, девальвацию национальных валют в основных странах-торговых партнерах, сложную эпидемиологическую ситуацию, политические беспорядки после выборов и, как следствие негативные ожидания и другие события»,-сказано в заявлении.

В бизнес-обьеденении считают, что ситуация на валютном рынке тревожная и требует своевременного вмешательства. Обменный курс лари стал главным барометром бизнеса нашей страны и, следовательно, экономики в последние годы, и каждое последующее обесценивание лари ставит бизнес и экономику, как в реальном, так и в финансовом секторах, в чрезвычайно сложную ситуацию.

«В последнее время благодаря усилиям правительства привлеченные из-за рубежа средства использовались для предоставления различных программ и помощи, а также для предоставления финансовых ресурсов, что, в свою очередь, оказало стимулирующее влияние на экономику. Исходя из этого, важно, чтобы  Национальный банк обеспечил бы предложение привлеченных на рынок валютных ресурсов с целью стабилизации увеличившейся денежной массы в обращении. Как и в 2019 году, немаловажную роль в этом процессе играет рост кредитов, выданных Национальным банком в лари.

Чтобы снизить давление на валютный рынок в этот довольно сложный период, Национальный банк Грузии должен продолжить поставки иностранной валюты через валютные аукционы и заполнить дефицит валюты, вызванный пандемией в стране.

Мы очень хорошо знаем, что валютные интервенции не могут определять стабильность курса национальной валюты в среднесрочной или долгосрочной перспективе.

Но бывают моменты, когда центральному банку необходимо и критически важно активно вмешиваться во внутренний валютный рынок и проводить валютные интервенции. Сегодня из-за беспрецедентной по масштабам пандемии, вызванной COVID 19, и, как следствие, экономического кризиса, лари, к сожалению, остается хранилищем валютных интервенций»,- считают авторы заявления.

По мнению бизнес объединения, текущая ситуация предполагает, что существует необходимость в более профессиональном обсуждении с участием всех сторон, которые могут внести позитивный вклад в улучшение ситуации на валютном рынке.

Ассоциация выражает готовность продолжить диалог с правительством Грузии и Национальным банком в любом формате, на профессиональном и квалифицированном уровне, для обсуждения текущей ситуации. В результате, по крайней мере, в период пандемии, следует разработать дополнительные подходы, которые вернут валютный рынок в равновесие и позволят избежать очень сильного удара по грузинскому бизнесу.

Важно отметить, что несмотря на пандемию короновируса, которая привела к сокращению производства и глобального спроса , экспорт из  Грузии не только уменьшился, но даже увеличился.

 За девять месяцев 2020 года  он оказался на 2,8 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года.  Это исторический максимум местного экспорта для этого времени года. Это в то время, когда общий экспорт упал на 12,1% за тот же период.

Основная причина такой асимметричной динамики экспортных составляющих — резкое снижение реэкспорта — 35,7 процента . В результате доля местного экспорта в общем экспорте Грузии увеличилась с 61,2 процента в январе-сентябре прошлого года до 71,6 процента в 2020 году.

Следует отметить, что в сентябре местный экспорт в сентябре (246,0 млн долларов США) также был рекордно высоким, с темпом роста + 27,1% по сравнению с соответствующим месяцем предыдущего года, что исторически занимает третье место.

В январе-сентябре 2020 года более половины местного экспорта (50,2%) приходится на три вида продукции: медные руды и концентраты (31,5 процента от общего объема местного экспорта), ферросплавы (10,4 процента) и натуральные виноградные вина (8,3 процента). Примечательно, что более 87 процентов внутреннего экспорта направляется из Грузии в более экономически развитые страны, что свидетельствует о растущем предпринимательском потенциале нашей страны и международной конкурентоспособности, а также о повышении конкурентоспособности.

Успеху экспорта способствовал также рост денежных транзакций в стране, объем которых в сентябре достиг рекордных 192,7 миллиона миллионов долларов США.

Все это окажет значительное воздействие на рост как потребительской, так и экономической активности граждан страны.

Оборот предприятий-плательщиков НДС, по предварительной оценке, впервые с марта увеличился в сентябре по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года (+ 3,2%), тогда как в августе произошло существенное снижение (-7,4%).

В сентябре ежедневно регистрировалось в среднем 130 новых предприятий, что также свидетельствует о повышении устойчивости предпринимательского процесса. Темп мобилизации доходов государственного бюджета в сентябре был выше, чем в августе (+ 4,7%) и в среднем за предыдущие восемь месяцев текущего года (+ 1,5%).

Приведенные данные однозначно подтверждают усиление позитивных тенденций в национальной экономике и жизнестойкость экономики. По их словам, это «лучше видно издалека», что нашло отражение в их оценках перспектив выхода из кризиса в Грузии и развития в посткризисный период, в котором Грузия считается ведущей страной в регионе. В стране растет совокупный заряд позитивных изменений, тенденций, ощутимых результатов реформ, что дает важную основу для успешного решения качественно новых масштабных задач в постпандемический период.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *