Китай — коронавирус — мировая экономика
В конце декабря прошлого года китайские власти сообщили о вспышке пневмонии неизвестного происхождения в густонаселенном городе Ухань, провинция Хубэй. Возбудителем заболевания стал новый тип коронавируса 2019-nCoV.
14 февраля правительством Китая было выделено 8 млрд. юаней (около 1,15 млрд долл США), что стало уже вторым траншем субсидий, выделенных в рамках общенациональной борьбы со вспышкой коронавируса нового типа.
Ранее, 29 января 2020 года правительством Китая было выделено для обеспечения всех уровней контроля эпидемии 27,3 млрд. юаней (почти 4 млрд. долларов). Правительство страны пообещало принять и дополнительные меры в случае необходимости.
Правительство Китая также тесно сотрудничает со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) на каждом этапе эпидемии. Так, 28 января глава КНР Си Цзиньпин встретился с генеральным директором ВОЗ Тедросом Адханом Гебрейсусом, после того, как ВОЗ признала эпидемию 2019 года «чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение (PHEIC)».
На это заявление тут же отреагировали основные СМИ Китая, такие как People’s Daily и агентство новостей Синьхуа, указав, что китайскому правительству нечего скрывать от общественности и что китайцы полностью уверены в победе над эпидемией. Руководители многих государств в направленных китайской стороне письмах дали высокую оценку предпринятым Китаем противоэпидемических мерах и выразили готовность оказать поддержку и содействие.
Глава Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) Ахим Штайнер в интервью агентству Синьхуа отметил, что «ООН всеми силами поддерживает усилия Китая по борьбе с эпидемией. Мы находимся в одном международном сообществе, должны объединять усилия, поддерживать Китай и укреплять сотрудничество с ним с целью сдерживания дальнейшего распространения вируса».
ООН намерена передать в дар китайскому правительству необходимые медицинские ресурсы на общую сумму в 500 тыс. долларов США, чтобы помочь медикам, борющимся на передовых с эпидемией.
В свою очередь, посол КНР в Грузии Ли Янь на пресс-конференции для грузинских СМИ выразила уверенность в победе над эпидемией. Она отметила: «С момента возникновения эпидемии Китай немедленно проинформировал Всемирную организацию здравоохранения об эпидемии, поделился технической информацией. Распространение эпидемии в Китае и за рубежом замедлилось. Эта информация говорит о том, что эпидемию можно предотвратить, контролировать и лечить.
Тедрос Адхан Гебрейсус отметил, что в настоящее время нет необходимости принимать меры по предотвращению международных поездок и торговли. В частности, Всемирная организация здравоохранения выступает против введения ограничений для Китая в сфере туризма, торговли и других областях. Но некоторые страны проигнорировали рекомендации ВОЗ и по-прежнему принимают самые строгие ограничительные меры.
Мы считаем, что это не только наносит ущерб профилактике эпидемии и борьбе с ней, но и также усугубляет панику и влияет на мировую экономику и свободную торговлю. Надеемся, что некоторые страны будут спокойно, рационально и объективно оценивать влияние эпидемии, уважать авторитетные рекомендации ВОЗ и избегать ненужных запретов. Эпидемия уже оказала некоторое негативное влияние на грузопоток, поездки и импорт-экспорт из Китая в Грузию, а также может повлиять на темпы текущих крупномасштабных проектов в области транспортной инфраструктуры.
Китай будет и впредь поддерживать тесные связи и сотрудничество с международным сообществом, включая Грузию, чтобы победить эпидемию, в краткосрочной перспективе. Мы вновь призываем грузинскую сторону тщательно пересмотреть уже принятые временные ограничительные меры, чтобы минимизировать ущерб, который может нанести эпидемия в направлении сотрудничества между Китаем и Грузией в различных областях.
Китай постоянно сообщает грузинской стороне о позитивном прогрессе и ряде мер, которые Китай принял для предотвращения эпидемии и борьбы с ней. Грузинский народ выражает поддержку Китаю».
Китай — важный торговый партнер Грузии, также Грузия — первая в регионе страна, оформившая соглашение о свободной торговле с Китаем, а значит, привлекательна для этой страны, считает профессор, директор Центра анализа и прогнозирования Вахтанг Чарая.
«Китай очень оперативно смог построить больницы для зараженных коронавирусом. То есть, это страна, которая способна быстро справляться с подобными проблемами. Грузия может стать привлекательной для Китая в использовании грузинского транспортного коридора для поставки китайских товаров в страны с высокой покупательной способностью (в первую очередь, в страны Евросоюза), так как Грузия подписала соглашение о свободной торговле и с ЕС и с Китаем. И если китайские компании будут иметь желание они смогут перенести определенный сегмент производства в Грузию», — говорит Вахтанг Чарая.
В прошлом году туристы из Китая вошли в топ-10 по потраченным ими средствам в Грузии.
«Прямые рейсы между нашими странами временно приостановлены. И, хотя число китайских туристов не так уж велико и составило 48 071 человек в 2019 году, однако туристы из Китая вошли в топ-10 по потраченным ими средствам в Грузии. В среднем, затраты одного туриста в Грузии составили 2 253 лари, что в целом превысило 100 миллионов лари в прошлом году.
Количество китайских туристов в Грузии за последние 5 лет постоянно росло. Наши ожидания от этой страны довольно оптимистичны. Будем надеяться, что коронавирус скоро будет побежден и грузинский туризм сможет легко восстановить свои потери», — говорит Чарая.
Важно отметить, что в настоящее время ЕС не рассматривает вопрос о запрете китайским туристам въезда в Шенгенскую зону. Министры здравоохранения стран ЕС договорились усилить подготовку и координацию для предотвращения распространения коронавируса нового типа по всей Европе во время специальной встречи в Брюсселе.
Поддержку Китаю выразила еврокомиссар по вопросам равенства в ЕС Элена Далли, выступая в Европарламенте. Она заявила, что ЕС тесно сотрудничает с Китаем в борьбе с эпидемией и что поддержка Китая означает поддержку всего остального мира.
По данным китайских СМИ, влияние эпидемии будет полностью учтено при разработке программы 14-й пятилетки Китая (2021–2025 гг.). И ожидается, что будут приняты дополнительные меры по стимулированию экономики на следующие пять лет.
«В долгосрочной перспективе Китай, как вторая крупнейшая в мире экономика, не лишится своего огромного потенциала в сферах потребления, урбанизации, 5G, искусственного интеллекта и в других новых экономических сферах из-за эпидемии», пишет газета «Жэньминь жибао».
Как отмечается в отчете «Борьба с короновирусом в Китае: Процессы и перспективы», опубликованным Шанхайским институтом международных исследований Shanghai Institutes for International Studies (SIIS):
«Согласно прогнозам, экономический рост Китая снизится на 1-1,5 процентного пункта. Некоторые даже сомневаются, сможет ли экономика Китая достичь 5-процентного роста в 2020 году. Точнее говоря, эпидемия 2019 года nCov наносит прямой ущерб трем основным секторам экономики Китая: (1) сектор услуг, особенно в таких потребительских отраслях, как туризм, питание, развлечения и логистика (в частности, для малых и средних предприятий); (2) производственный сектор, как правило, в сфере мобильных телефонов, автомобилестроения и электроники из-за неопределенного времени для возврата к работе, что может в некоторой степени нарушить глобальные производственные цепочки; производственный центр в Китае город Ухань находится под тяжелым экономическим ударом; и (3) торговый сектор из-за возможного сокращения или даже закрытия авиакомпаний, морских маршрутов и границ с некоторыми странами, в результате сложившихся панических или геополитических соображений.
Тем не менее устойчивость китайской экономики нельзя недооценивать. Даже в краткосрочной перспективе эпидемия не оказывает просто негативного влияния на экономику, но приносит пользу таким отраслям, как электронная коммерция, онлайн-игры и развлечения.
Стоит отметить, что экономические последствия пневмонии SARS не остановили ускорение китайской экономики в 2003 году. Тогда Китаю удалось достичь 10-процентного экономического роста, учитывая, что размер ВВП тогда составлял 11,7 триллионов юаней — почти в 9 раз меньше, чем в настоящее время — 99 триллионов юаней.
Даже перед лицом разразившегося мирового финансового кризиса в 2009 году, Китай смог сохранить устойчивый рост экономики с помощью мощного пакета стимулов и коллективных международных усилий во главе с Группой двадцати (G20). Однако стоит отметить, что потенциальное воздействие эпидемии 2019-nCov может отличаться от всех предыдущих эпидемий и других инцидентов.
С одной стороны, это происходит, когда экономика Китая, в разгар перехода от быстрого роста к высокому качеству развития, сталкивается с тремя сложными задачами внутри страны, то есть, защита от системных финансовых рисков, борьба с загрязнением и искоренение нищеты; и внешними — глобализация в условиях беспрецедентных вызовов и отношений Китай-США. Торговые трения только начинают ослабевать, а экономика Китая может оказаться под ударом, если страна будет обозначена как «зона эпидемии».
Сейчас создается благоприятная для США ситуация для увеличения экпорта своих товаров на китайский рынок.
«Буквально перед вспышкой эпидемии США подписали соглашение об увеличении поставок американских товаров на китайский рынок, причем, на сумму более 200 млрд. долларов, в первую очередь, сельскохозяйственных продуктов и Китай пошел на уступки. В этом отношении к американцам можно применить пословицу «не было счастья, да несчастье помогло», — говорит эксперт по экономическим вопросам, профессор Сосо Арчвадзе, анализируя экономическую ситуацию в Китае.
«В сложившейся ситуации китайским компаниям очень не просто справляться с конкуренцией на глобальном рынке. Сегодняшние реалии сужают возможности китайского экспорта, наоборот, увеличивая объемы импорта в эту страну. В глобальном плане, снижение спроса на китайские товары вынудит остальных потребителей ориентироватья на товары тех стран, где стоимость рабочей силы гораздо выше, что скажется на конечной стоимости товаров.
Ежедневные потери объемов недопроизводства ВВП в Китае составляют около 5 млрд. долларов,так как многие фабрики и заводы приостановлены, регионы с населением в 35-40 млн. человек закрыты на карантин.
Все это бьет по производству, по туризму, сфере транспорта, да и почти по всей экономике — сработал т.н. «принцип домино». И если это продлится еще некоторое время, то обязательно произойдет «сужение» экономики Китая. На Китай приходится пятая часть всей мировой экономики и при снижении ее темпов всего на один процент, общемировой ВВП сократится на 0,2 процента.
Также, при сокращении производства сокращается и спрос Китая на энергоресурсы, что уже повлияло на мировые цены на нефть.
Если в Китае говорят о снижении экономического роста на 1-1,5%, то объем мировой экономики сократится на 0,2-0,3%. Это около 100-120 трлн. долларов ВВП, а общемировые потери составят 300-450 млрд. долларов», — говорит Сосо Арчвадзе.
20 января лидер КНР Си Цзиньпин и премьер Госсовета Ли Кэцян дали указание правительствам всех уровней начать борьбу с эпидемией. Национальной комиссии здравоохранения и местным властям было приказано задействовать универсальные механизмы реагирования на чрезвычайные ситуации.
25 января Ли Кецян был назначен председателем недавно созданной центральной ведущей группы по борьбе с эпидемией 2019-nCov и посетил Ухань два дня спустя. В настоящее время более 52 партий медицинского персонала из 6 097 специалистов работают в Ухане и в провинции Хубэй.
Министерство промышленности и информационных технологий призвало поставщиков медицинских услуг по всему Китаю восстановить их полную производственную мощность, чтобы обеспечить устойчивое снабжение всем необходимым. Министерство финансов выделило 1 миллиард юаней на чрезвычайные фонды для Ухани и Хубэй. Продукты питания и другие предметы первой необходимости были отправлены из других регионов страны в Ухань для девяти миллионов жителей.
Предприятия и общественность также вносят свой вклад в борьбу с эпидемией. Финансовые и материальные пожертвования от китайских предприятий растут с момента появления смертоносного вируса. Благотворительные организации и организация Красного Креста провинции Хубэй получили в дар до 4,6 миллиарда юаней и 5,29 миллионов единиц различных материалов. Корпоративные гиганты, такие как Alibaba и Fosun International Limited, осуществили закупки за рубежом, чтобы срочно поставить необходимое медицинское оборудование в Ухань.
Также можно отметить, что компания Tencent установила одиннадцать онлайн-платформ, предоставляющих связанную с эпидемией информацию и медицинские консультации. Одна платформа предлагает медицинские онлайн-услуги, другая помогает успокоить общественность, опровергая слухи.