В поисках дохода
Два миллиарда человек — более 61% занятого населения мира зарабатывают на жизнь в неформальной экономике.Это данные отчета Международной организации труда( МОТ).Трудовые мигранты, работающие в неформальном секторе,обычно получают меньший доход и не имеют доступа к основным средствам защиты и услуг.
Основные профессии в неформальном секторе в странах ЕС включают работников на дому, ремонт в квартирах и офисах (строительство); работу таксистом; мелкую уличную торговлю и временные или сезонные работы (разнорабочие, строители, сборщики овощей и фруктов). Средние доходы в данном секторе существенно ниже, чем в формальном секторе. Кроме того, работники неформальной экономики, включая нелегальных мигрантов, не получают того, что принадлежит обычным работникам, например, гарантированный минимум зарплаты, медицинское, социальное и пенсионное обеспечение.
С помощью грузинских и зарубежных аналитиков был разработан отчет «Трудовые права трудящихся-мигрантов из стран Восточного партнерства – Украина, Беларусь, Грузия, работающих неформальном секторе в Европейском союзе». Отчет был подготовлен при финансовой поддержке ЕС.
Исследование было осуществлено в рамках грантового контракта между Секретариатом Руководящего комитета Форума гражданского общества Восточного партнерства и Конфедерацией профсоюзов Грузии в партнерстве с Центром социально-экономических исследований CASE Belarus, Белорусским конгрессом демократических профсоюзов, Профсоюзом работников строительства и промышленности строительных материалов Украины.
В рамках исследования были опрошены респонденты в возрастной группе от 20 до 35 лет. Количество опрошенных составило от 50 до 100 трудовых мигрантов, которые заняты в странах ЕС.
Как отметил эксперт Конфедерации профсоюзов Грузии Георгий Чантуридзе, большая часть эмигрантов из Грузии находятся в России (450 221 человек). А в страны Евросоюза из Грузии уехали 171 030 мигрантов. Основная часть из них находится в 6 следующих странах: Греция — 83 388, Германия — 22 884, Кипр — 17 026, Италия — 12 226, Испания — 8 760, Франция — 7 584.
По данным Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, в 2000-2015 году из Грузии насчитывалось 838 430 мигрантов. Это 22,5% населения Грузии.А по данным Национальной службы статистики Грузии, за период с 2002 по 2014 год Грузию покинули 88 тысяч мигрантов. Это данные всеобщей переписи населения, которая была проведена в 2014 году. Она опирается на то количество анкет, которые население заполнило добровольно, поэтому эти показатели могутотличаться от реальности.
Согласно данным из неофициальных источников, трудовые мигранты из Грузии заняты в таких неформальных секторах экономики, как строительство, надомная работа, работа в такси и сфера услуг. Согласно данным опроса, большинство находит работу с помощью близких людей или местных общин. Часть опрошенных лиц занимается «семейным делом» (бизнесом) только потому, что в этом секторе найти работу легко.
Согласно отчету, по данным Евростата, в 2016 году только 74 416 граждан Грузии имели действующий вид на жительство в странах Евросоюза. В том числе, 4,7 тысяч из них – с целью образования, 26 538 – с целью объединения семьи, 18 435 – с целью трудовой деятельности, а 24 713 – с иной целью.
Георгий Чантуридзе отмечает, что, как видно из этих цифр, только 24,7% уехавших граждан Грузии имели в странах ЕС вид на жительство и право на трудовую деятельность. Остальные находились в Евросоюзе с различными целями, что, со своей стороны, не исключает их вовлечение в неформальную трудовую деятельность.
«Часть грузинских граждан приезжает в страны Евросоюза на учебу и параллельно трудоустраивается в семьях. Большинство опрошенных находилось в странах ЕС легально, но их деятельность была связана с неформальным трудоустройством. Часть опрошенных причиной занятости в неформальном секторе называет свое временное пребывание на территории Евросоюза.
Можно сказать, что временный вид на жительство оставляет чувство нестабильности, из-за чего у них меньше мотивации для поисков более длительной и стабильной работы, в том числе в формальном секторе, где их трудовые права были бы более защищены», — поясняет Георгий Чантуридзе.
В отчете отмечено, что среди причин неформального трудоустройства в семье также называются низкая квалификация и языковой барьер. Семейная деятельность – это та сфера, где работнику вступать в отношения с клиентом не приходится, соответственно, хорошее знание языка от них не требуется.
Вместе с тем, параллельно такой работе работники улучшают свои языковые возможности. А молодежи параллельно работе предоставляется возможность повышения знаний и квалификации. Те, кто одновременно с работой учится, причиной занятости в неформальном секторе называют гибкий график. Этоне исключает возможности трудоустройства в других сферах по сравнительно свободному графику или на полставки. Семейная деятельность – это та сфера, где проще всего подогнать график под себя. Вместе с тем, если учесть квалификационный или языковой барьер, эта сфера особенно притягательна для молодежи. Дополнительными бенефитами в этой сфере мигранты назвали бесплатные жилье и питание.
Работодатели в неформальном секторе не обеспечивают работников медицинским страхованием. Соответственно, уровень их медицинского обеспечения низок. Что касается социальной защиты, в некоторых странах Евросоюза (например, в Германии) легально проживающие мигранты получают «пособие», которое является надбавкой для работников с низкой зарплатой. Хотя это происходит в том случае, когда работник в части его деятельности оформлен официально.
Есть случаи, когда мигрант трудоустроен формально в течение нескольких часов в неделю, за что официально получает зарплату, а остальное время работает неформально и остальную зарплату получает на руки. Для тех, кто трудоустроен полностью неформально, социальная защита фактически не действует.
Как заявляют опрошенные, нелегально проживающие в Евросоюзе, они очень редко трудоустроены, так как в этом случае для бизнеса действуют особенно высокие штрафы. Но такие случаи действительно встречаются, и в это время работодатель может осуществлять дискриминацию мигрантов.
Большинство опрошенных получаемой на руки суммой называло от 400 до 700 евро в месяц. При этом большинство занятых семейной деятельностью считает свою рабочую среду безопасной.
Согласно исследованию, нарушения трудовых прав в отношении нелегально находящихся на территории Евросоюза трудовых мигрантовв основном касаются рабочего времени и оплаты внеурочного труда. Обеспечение их легальной работой – это обязательный и главный путь перевода работников из неформального сектора в формальный. В некоторых странах Евросоюза (Германия, Австрия, Франция, Нидерланды, страны Скандинавии) действует программа трудоустройства молодежи Au-Pair. Для молодежи это возможность изучения культуры и языка страны, в которой они живут в местной семье и получают оплату за семейную деятельность. Но масштабы этой программы невелики, и она действует только в нескольких странах ЕС.
Согласно информации, полученной от опрошенных, необходимо организовать в странах Евросоюза языковые курсы для мигрантов – соискателей работы, чтобы они могли трудоустроиться по своей собственной профессиив формальном секторе, что пойдет на пользу как самому мигранту, так и принимающей его стране путем формализации занятости — это уплата налогов и лучшая защита трудовых прав, а также применение соответствующей квалификации рабочей силы.
Грузией ратифицирована Европейская социальная хартия, положения которой о трудовой миграции обязательны к выполнению страной. Грузией также ратифицированы Конвенция №181 Международной организации труда «О частных агентствах занятости»; Концвенция №88 «Об организации службы занятости»; международная конвенция «Относительно дискриминации в области труда и занятий». А также конвенции, регулирующие вопросы трефикинга и др., но не ратифицированы основные конвенции, регулирующие сферу трудовой миграции.
В 2015 году Грузия приняла закон о трудовой миграции. Одним из главных его приоритетов является ведение учета лиц, выезжающих за пределы страны с целью трудоустройства и осуществления оплачиваемой трудовой деятельности, обеспечение доступности предусмотренных законодательством данных для органов, осуществляющих государственное управление в сфере трудовой миграции.
Закон обязал лиц, деятельность которых связана с трудоустройством или/и оказанием помощи в трудоустройстве за пределами Грузии, осуществлять регистрацию соответствующей деятельности в реестре видов экономической деятельности.
Международная организация миграции (МOM) совместно с ЕС осуществляют проект, который предусматривает поддержку реинтеграции вернувшихся мигрантов. В рамках данного проекта, в случае особой необходимости, для них возможно финансирование квартирной платы в течение 3 — 4 месяцев, медицинской помощи (только в случае опасных для жизни острых и хронических заболеваний), финансирование и софинансирование профессионального обучения, выдача гранта малому бизнесу на конкурсной основе, а также получение информации о существующих в Грузии социальной помощи, медицинском страховании и иных услугах.
Максимальный размер бизнес — гранта – 3000 лари. Обязательно софинансирование и со стороны бенефициария. Принять участие в проекте могут те граждане Грузии, которые нелегально находились за границей или были соискателями убежища, жили там в течение 1 года или большего периода. Этот проект не распространяется на лиц, которые легально находились на территории Евросоюза. Подобные программы помогают людям вернуться на территорию страны и осуществить реинтеграцию. А расширение таких программ будет способствовать возвращению неформально трудоустроенных на территории ЕС в их страны и трудоустройству на месте.
Отметим, что правительство Грузии ведет переговоры с рядом стран с целью оформления соглашения, которое позволит грузинским гражданам работать там легально. Процедуры получения соответствующих документов уже упростили власти Франции. Временная циркулярная/трудовая миграция поможет снизить уровень безработицы в стране, повысить квалификацию работников, защитить права трудовых мигрантов и снизить риски, связанные с нелегальной миграцией, уверены в правительстве Грузии.Временную циркулярную трудовую миграцию в Тбилиси рассматривают это, как механизм преодоления нелегальной миграции и защиты прав трудовых мигрантов.
Лика Жоржолиани