Последствия трудовой миграции
Нелегальная трудовая миграция из Грузии стала необратимым процессом на десятилетия. С годами масштабы оттока населения и способы выезда изменились, но основные причины эмиграции остались прежними: безработица, низкая заработная плата, рост цен и необходимость обеспечения благосостояния семей.
Экономическое влияние миграции
Денежные переводы трудовых мигрантов являются одним из наиболее стабильных компонентов ВВП страны и важным источником доходов домохозяйств.
По последним данным Нацбанка, денежные переводы непосредственно от работников в 2023 году составили 2,4 млрд долларов США, что составляет около 8 процентов ВВП. Так как доходы ,получаемые от прямых инвестиций существенно снизились,, то денежные переводы стали основным источником притока иностранной валюты , следуя после доходов поступающих экспорта товаров. Исследования показывают, что денежные переводы эмигрантов являются важным средством борьбы с бедностью для семей.
Однако, перечисляемых средств недостаточно для обеспечения финансовой стабильности семей, и они используются только для удовлетворения основных потребностей.
Большая часть денежных переводов тратится на основные нужды, такие как еда (79%), коммунальные услуги (63%) и одежда (53%), и только 7% домохозяйств удается откладывать деньги, чтобы начать бизнес и приобрести недвижимое или движимое имущество.Наряду с компонентом рождаемости и смертности эмиграция является также важным фактором, определяющим демографические изменения. По данным «Сакстата» за 2024 год, по сравнению с результатами переписи 2002 года, население Грузии сократилось на 15%. Несмотря на исторически самый низкий показатель уровня безработицы в Грузии, он по-прежнему высок (16,4%) и намного выше среднего показателя по ЕС (6%).Для рынка труда Грузии также характерны низкооплачиваемые рабочие места и высокая доля работников неформального сектора (55,6%). Для сравнения, самые высокие показатели в странах ЕС — в Венгрии (17,8) и Польше (9,8). В связи с отмеченными особенностями рынка труда местное население часто видит выход в трудовой миграции.
Как отмечено в обзоре «Влияние миграции на социально-экономическое благосостояние страны и рабочую силу».,Центра социальной справедливости, в Грузии миграция рабочей силы (население в возрасте 15+) увеличивается с каждым годом. Только по официальным данным, в 2023 году эмигрировали 158 553 человека трудоспособного возраста, что на 29% больше, чем в предыдущем году. Как пишут авторы исследования, настораживает тот факт, что самая высокая миграция приходится на возрастную группу 15-45 лет – людей, у которых больше всего возможностей стать высококвалифицированным персоналом. Страна и ее рынок труда теряют их временно, а в некоторых случаях и навсегда. В связи с тем, что трудовая эмиграция из Грузии в основном нелегальна, мигранты работают на низкоквалифицированных рабочих местах, что в долгосрочной перспективе лишает их возможностей профессионального развития в соответствии с современными вызовами и приводит к деквалификации.Интересны и гендерные аспекты этой проблемы. В частности, по данным «Сакстата» за 2022 год, уровень занятости женщин в Грузии с 55 лет снижается в два раза (53%), а уровень их эмиграции, наоборот, увеличивается с 55 лет.
Государственная стратегия
Процесс сближения с ЕС дал значительный импульс развитию системы управления миграцией на национальном уровне. С 2010 года в Грузии действует правительственная комиссия по вопросам миграции (ПКМ), приоритетами которой являются: регулирование оттока граждан, содействие легальной миграции и сокращение нелегальной, защита прав граждан, проживающих в иностранном государстве, в том числе трудовых прав, содействие возвращению и реинтеграции эмигрантов. В 2015 году парламент Грузии принял закон о трудовой миграции, который частично урегулировал на законодательном уровне трудовое устройство мигрантов и их трудовые права. Третья стратегия и план действий созданы на 2021-2030 годы, и основное внимание снова уделяется легальной миграции и вопросам интеграции и реинтеграции. Правительство Грузии обязалось, с одной стороны, максимально ограничить нелегальную миграцию в страны-члены ЕС, а с другой стороны, способствовать расширению возможностей легальной трудовой миграции. Сегодня с рядом стран ЕС подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере легальной временной (циркулярной) трудовой миграции. Показательно, что на этапе реализации указанной схемы существует ряд проблем, в том числе большое количество соискателей работы, отсутствие информации об условиях труда, фактах нарушения трудовых прав на рабочих местах и т.д. В глобальном дискурсе миграции и развития важное место занимает составляющая возвращения и реинтеграции, как возможности «вернуть мозги», с одной стороны, а с другой – использовать знания, опыт и ресурсы, полученные в эмиграции. На основании Плана действий миграционной стратегии Грузии (2021-2023 годы) с целью успешной, устойчивой и долгосрочной реинтеграции мигрантов, вернувшихся на родину, с 2015 года Государственное агентство по делам вынужденных переселенцев, эко-мигрантов и Агентство по обеспечению средствами к существованию реализуют «Государственную программу помощи в реинтеграции вернувшихся мигрантов». Совместно с государством подобные программы реализуют международные организации или фонды развития отдельных государств при активном участии местных неправительственных организаций. Как отмечает автор обзора, несмотря на обилие программ, исследования показывают, что они не могут учитывать масштабы миграции и возвращения на родину, не являются гендерно чувствительными, из-за малобюджетности имеют эффект разовой социальной помощи и не могут обеспечить устойчивое расширение экономических прав и возможностей вернувшихся мигрантов и их семей, а также использование знаний или ресурсов на местном рынке труда.
Лика Жоржолиани